«Любить — это хотеть касаться»
К.С. Станиславский, выдающийся режиссер, педагог, теоретик
Культуры регионов Поволжья вместе сосуществуют и «касаются» друг друга многие столетия. Чтобы сохранить устойчивость сложившихся отношений необходимо просветительствовать о наших общих корнях, о нашей общей истории, о нашей общей культурной основе.
По итогам работы фестиваля был издан альбом, в который включены высокохудожественные авторские живописные произведения, отображающие взаимодействие культур через сравнительный анализ духовного наследия народов — мифологию, архитектуру, традиции.
Альфия Ильясова (Саргин)
Одной из самых значительных фигур в христианстве и исламе является Архангел Гавриил или Джабраил, как его называют мусульмане. Архангел Гавриил принес благую весть деве Марии о рождении сына Иисуса (Библия, Евангелия от Луки).
Ангел Джабраил возвестил Мариам о рождении сына Исы (Коран, 19 Мapьям, 16-19). Это единый образ, но если визуализировать через призму разных культур, есть разница.
В христианстве Архангел Гавриил имеет человекоподобный образ. В исламе есть некоторые ограничения на изображения приближенных к Аллаху. Но как быть с изображением через призму исламской культуры? Ведь образ должен быть безупречно красивым и чистым, но без очертания лица.
В моем решении для обозначения (не создания) Образа Джабраила, я использовала орнамент и символику цвета – это белый божественный цвет и голубой — цвет духовности.
Илья Максимов
На левой и правой части диптиха ненавязчиво вписаны две змеи, которые своим движением образуют символ бесконечности и в завершении сливаются хвостами.
Образ двух змей, вцепившихся друг другу, намекает на то, что даже две полные противоположности происходят из одного источника.
Виталий Скобеев
Этот диптих посвящен конечно единству мира. Ведь Творец един. И Земля, как часть его творения, так же отображает, в малой форме, замысел Творца — единство в своем разнообразии. А культура, по своему истинному призванию и смыслу, должна объединять. Поэтому в центре композиции расположены «Священные камни» — это артефакты храмов.
За основу холста посвященного христианству взял образ Богородицы на небесном фоне, как бы покрывающей, оберегающей своим покровом все. В центре христианского холста драгоценности православной культуры — образ «Грузинской-Раифской» Божьей матери в обрамление орнаментом всех народов Земли окружающих Раифский монастырь. Это увидел в музее
монастыря на Харугвии.
На холсте посвященном исламу расположен архангел Джабраил, так же благословляющий все. Известно, что он принес «Коран» пророку Мухамеду. Изображение человека в исламе запрещено, поэтому разнообразие исламского мира отображено в орнаментах, архитектурой древних Булгар и современных исламских храмах. А так же в различных оттенках зеленого цвета. В одной из сур Корана сказано — «Аллах красив и любит все красивое.» Считаю этот Закон космоса для всех художников, которые стоят на пути «соприкасания» наших культур.
Изабелла Рогожина
Моя концепция — Бог проявляется через самое ценное, что живёт в нас, выстраивает нас и, в конечном счёте, объединяет единым внутренним импульсом конфессии. И душу каждого человека. Импульс этот- красота. Внешняя и внутренняя.
В природе, в архитектуре. В данном случае — чудо архитектурой пластики и её слияние с природой.
Любовь Магина
Только веря в Бога, любя Его и восхищаясь делами Его великими, доверяя, молясь и разговаривая с Ним — люди поймут собственный путь совершенствования и путь развития своего до подобия Божьего и до уровня Его здесь на земле и быть с Ним в вечности.
Диля Барышева
Мы все соприкасаемся друг с другом через Мир. Всякий сад – это образ идеального мира, всякий цветок – это вестник потерянного и обретенного рая.
Цветок голубого ириса в раннем христианстве олицетворял собой прообраз Девы Марии. Ирис означает скорбь, боль и печаль сердца Божьей Матери о судьбе своего Сына. Особенно если речь идет о голубом ирисе. Впрочем, значение чистоты, а также защиты тоже приписываются цветку ириса в христианстве.
Тюльпан в исламе всегда ассоциировался с именем Бога. На языке Корана слова « Аллах» и «тюльпан» состоят из одних и тех
же букв. Людьми прошлого это воспринималось, как внутренняя мистическая связь. Кроме того, тюльпан считается культурным символом тюрко-язычного мира.
В моих работах и тюльпан и ирис вписаны в звезды. В христианской иконографии восьмилучевая звезда образована двумя ромбами. Эту звезду, например, мы можем увидеть в изображении иконы «Неопалимая купина», которая находится, в
том числе, и в Троицком храме Раифского Богородицкого монастыря. В исламских изображениях почти такая же, похожая
звезда образуется двумя квадратами. И в той и в другой культуре — это символ единства и пересечения земного и небесных миров.
Свой диптих я хочу посвятить матушке Софии, которая на протяжении многих лет возделывала сады Раифские. Ее трудами и любовью расцветали эти сады прекрасными ирисами всех оттенков неба. Расцветали они и яркими тюльпанами, лепестки которых алели как огонь неопалимого куста, из которого с Моисеем (Мусой) говорил сам Бог.
Галина Анютина
В православной и мусульманской культуре общим связующим звеном между земным и божественным мирами является молитва. Обращение к самому сокровенному для человека, непостижимому Богу, происходит с помощью материальных традиционных предметов, имеющих символическое значение.
Икона – это образ, явленный святому человеку, это бесстрастное видение духовной реальности. Молитвы обращаются не к изображению, а к сущности, которую они представляют. Грузинская икона Божьей Матери принадлежит к типу Одигитрия
(«Путеводительница»), где, указывая на Сына, Богородица говорит о пути, который суждено пройти человечеству для очищения своей души. Перенесенная в 1661 году из Казани в Раифский монастырь, почитаемая икона являла чудеса исцеления, а монастырь остается благодатным местом для паломников во все времена года.
Намаз – это диалог человека с Создателем, это ключ к Раю. Совершение намаза является признаком веры в Аллаха и поклонения Ему. Важным условием намаза является его совершение в чистом месте. Крайне трепетный характер носит отношение мусульман к молитвенному коврику, так как именно на нём происходит молитвенное общение со Всевышним. Расположение орнамента на нём несимметрично. На нижней части молящийся стоит, а верхняя, подобно михрабу в мечети, указывает направление, куда необходимо обратиться лицом во время намаза. Молитва в исламе и православии может звучать по-разному, самое главное, чтобы слова шли от сердца.
Марина Нигматуллина
«Тонкий мир» и наш прекрасный, красивый земной мир отделяет тонкая грань. Заглянуть туда можно только войдя в особое светлое красивое святое состояние — это и объединяет все конфессии.
Евгений Хайлов
В этом диптихе показаны величайшее события в жизни Посланника и Спасителя!
Евгения Юманова
Одним из сильнейших средств воздействия на чувства человека является цвет. Правая часть диптиха решена в тёплой гамме. В христианстве красный цвет — символ крови Христа, пролитой ради спасения людей, пламенной любви к людям, золотистый и жёлтый — истина и мудрость.
А левая часть, посвящённая исламу — в холодных, изумрудно-синих и белых. Синий цвет в Исламе означает спокойствие и благополучие, а само слово Ислам — мир. Синий цвет пришёл в ислам из ещё более древнего вероисповедания Тенгринианства, распространенного среди народов Сибири и Средней Азии, как они называли себя «сыновья высокого синего неба».
Композиция диптиха зеркально — симметрична, мастера-художники, украшающие свои храм и мечеть, твердо стоят на строительных лесах, т. е. на фундаменте, культуре своих народов, но украшают как-бы одну общую колонну, движения их рук устремлены вверх, у христианина к Создателю, у мусульманина-к Всевышнему.
Истина одна — Бог есть любовь!
Сергей Царев
Виталий Окунь
В своем диптихе я попытался отобразить ту общность и ту грань, которая существовала и существует в двух евроазиатских конфессиях-христианство и мусульманство. ЛЮБОМУ современному цивилизованному человеку с неоспоримою ясностью видно, что дом у нас один — Земля. Неоспоримо ясно, что Сверсубстанция (Бог) — один. Что еще надо человеку понять? — надо соединить общие усилия и защитить, и сохранить НАШ ДОМ от разрушения.
Избегать неугомонной жадности, избегать лености ума. Я глубоко уверен, что мы на пути к ОБЪЕДИНЕНИЮ глобальному и неотвратимому. Только это может спасти наш ДОМ от упадка, разграбления и уничтожения.
Искусство — это тот инструмент, который может излечить больное, обезумевшее общество. Это то сияющее облако, которое проплывет, не касаясь твердых вершин. Которое оросит и исцелит пустынные просторы нашей отравленной цивилизации.
Ирина Антонова
Образ Путника с Колесом, странствующего по миру, пришел ко мне практически случайно много лет назад. Из окна мастерской был виден городской парк с Колесом Обозрения. На холсте этот пейзаж получался сухим и безжизненным. Отставила тогда свою живопись к стенке и иногда посматривала на нее. Однажды силуэт деревьев рядом с Колесом превратился в странствующего путника, катящего перед собой Колесо Жизни.
С тех пор Путник с колесом идет со мной по жизни и кочует из работы в работу.
У каждого ищущего своя дорога и свой храм. Неисповедимы пути Господни. Не в наших силах понять замысел Божий. Нам
не ведомо где и когда мы найдем то, чем сердце успокоится. Возможно, что сам Путь будет точкой покоя, которая принесет
умиротворение и наполнение.
Анатолий Крылов
На гранях «куба» соединил Библию и Коран, как грани одного Здания — Здания Вселенских Знаний и Культуры!
В основании раскрытая Общая Книга, из которой произрастает Цветок Жизни, завершая третью
…Верхнюю грань!
Атилла Галиуллин
«Современный облик Казанского кремля, сложился за 1000-летний период. Сегодня он является самым образным эталоном правдивого, а не «предвзято-условного» отражения национально-регионального своеобразия архитектуры Татарстана». С.С.Айдаров, доктор архитектуры, профессор.
В композиции и сюжете диптиха «Музыка камня» наглядно-образно представлено взаимопроникновение, соприкасание двух культур. Получившее выражение в архитектурном симбиозе Запада и Востока, Ислама и Христианства, Татарстана и России, являющемся характерной особенностью Казанского кремля. Композиционные элементы полотен призваны раскрыть идею соприкасания двух культур.
Обьекты композиции подчинены своему функциональному назначению. Спасская башня изначально была двухярусной, в 17 веке надстроена еще двумя ярусами — восьмериком и шатровым куполом. Это соединило две традиции в единый архитектурный обьект. Башня Сююмбике, существует три гипотезы ее возникновения. Сторонники гипотезы дозорной башни указывают на сходство с Боровицкой башней Московского кремля. Архитектура башни пронизана символикой и математическими расчетами свойственными исламскому строительному искусству. Это рождает предположение еще более раннего происхождения обьекта. Башня Сююмбике вобрала в себя традиции Востока и Запада.
Смесь сельджукского стиля с романтическими и византийскими пластическими мотивами. Каменные храмы Казанского кремля являют собой яркий пример соприкасания двух культур. Дворцовая(Введенская) церковь рядом с башней Сююмбике поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али. По одной из гипотез «церковь, обращенная из мечети», чему свидетельствуют галереи нижнего яруса.
Мечеть Кул-Шариф, воссоздана на месте и по реконструкции легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства. Архитектурно-художественное решение достигнуто благодаря смысловым элементам, сближающим с местными
традициями. Благовещенский собор самый древний православный храм Казани. До наших дней не «дожила» 5-ярусная колокольня, по одной из версий — была перестроена из минарета мечети Кул-Шариф.Имела сходство с булгарской архитектурной традицией. В архитектуре собора слились традиции псковской архаики, европейских веяний и исламские региональные черты. При создании диптиха «Музыка камня», автор Атилла Галиуллин, консультировал Аркадий Николаев чл. Союза архитекторов России. Использовались материалы научных трудов С.С. Айдарова, Г.Н. Айдаровой.
Елена Баймяшкина
Мария Анохина
Юля Русакова
Две культуры и две традиции, а в целом и более широко-восприятие мира через Божественное, поиск своего места в нем через ислам и христианство. Взяла женские образы для картин: портреты людей — моя тема уже несколько лет. Для картин искала знаки, символы, образы, хотя многое складывалось само собой по внутренним ощущениям, интуитивно, и потом я сама с интересом рассматривала, что же получилось в итоге.
Глаза-зеркало души, руки-выражение нашего внутреннего состояния, молчание — внутренний диалог с Божественным, а все остальное — просто внешние символы для передачи того, что внутри. Идея — объединить, найти общие смыслы и выражение, передать духовный опыт. А смысл всего-любовь.